1)  Краткое содержание курса

Курс "Введение в педагогическую профессию" предназначен для ознакомления студентов с основами педагогической деятельности, развитием ключевых профессиональных компетенций, а также формирования представлений о роли учителя в образовательном процессе. Этот курс помогает будущим педагогам понять, как они могут эффективно работать в образовательной среде, взаимодействовать с учениками, коллегами и родителями, а также справляться с вызовами, которые могут возникнуть в профессии.

Ключевые темы курса "Введение в педагогическую профессию":

1. Основы педагогической профессии:  

   - Понятие педагогической профессии, её цели и задачи.
   - Роль педагога в системе образования.
   - Психология и педагогика как науки, поддерживающие практическую деятельность учителя.
   - Этика и мораль педагогической профессии.

2. Деловой этикет и коммуникация в педагогической деятельности:  

   - Правила делового общения между педагогом и учащимися, родителями, коллегами.
   - Этикет в школьной и педагогической среде.
   - Формирование позитивной атмосферы в классе через правильное общение.
   - Роль невербального общения и активного слушания в педагогической практике.
   - Психология общения с детьми разных возрастных категорий.

3. Профессиональные компетенции педагога:  

   - Образовательные и коммуникативные компетенции: как педагог должен взаимодействовать с детьми, коллегами и родителями.
   - Методические компетенции: использование различных методов и технологий обучения.
   - Психологическая компетентность: понимание и поддержка психоэмоционального состояния детей.
   - Личностные качества: ответственность, дисциплинированность, самообладание, терпимость.
   - Организационные навыки: умение эффективно планировать рабочее время и работать в рамках образовательной программы.

4. Основы педагогической деятельности:

   - Принципы педагогической работы: индивидуальный подход, уважение к личности учащегося, учет особенностей развития.
   - Разработка и внедрение образовательных программ.
   - Планирование и проведение уроков: создание образовательных и развивающих программ.
   - Оценка эффективности педагогической деятельности: критерии успеха в обучении и воспитании.

5. Педагогическая этика и профессиональная культура:  

   - Основные принципы педагогической этики: справедливость, честность, уважение, конфиденциальность.
   - Этические нормы взаимодействия с учащимися и их семьями.
   - Проблемы профессиональной деформации и методы их предотвращения.
   - Культура общения и педагогическая толерантность.

6. Психологические основы педагогической деятельности:  

   - Основы детской психологии: возрастные особенности развития детей.
   - Психологические подходы в обучении и воспитании.
   - Психологическая поддержка учеников: помощь в преодолении стресса и трудностей в обучении.
   - Методы диагностики и коррекции поведения.

7. Инновации в образовании:

   - Современные педагогические технологии: использование информационных технологий в обучении.
   - Проектное обучение и другие инновационные подходы.
   - Современные тренды в обучении и воспитании: инклюзивное образование, развитие критического мышления, креативности и лидерских качеств у учащихся.
   - Интеграция различных дисциплин и образовательных направлений.

8. Система управления в образовательном процессе: 

   - Роль школьного руководства и административных структур.
   - Взаимодействие между учителями и администрацией учебного заведения.
   - Оценка образовательных результатов и мониторинг качества образования.
   - Взаимодействие с внешними образовательными и социальными структурами.

9. Роль учителя в воспитательном процессе:

   - Роль педагога в воспитании личности ребенка.
   - Влияние педагогического воздействия на формирование моральных и культурных ценностей у детей.
   - Разработка воспитательных программ и участие в воспитательных мероприятиях.
   - Педагогическое взаимодействие с родителями и другими участниками воспитательного процесса.

10. Саморазвитие педагога и повышение квалификации:  

   - Понятие непрерывного образования для учителя: необходимость самосовершенствования.
   - Методы саморазвития: чтение, профессиональные курсы, участие в педагогических конференциях и семинарах.
   - Профессиональные сообщества и обмен опытом между коллегами.
   - Стратегии карьерного роста и личного развития в педагогической профессии. 

Курс "Введение в педагогическую профессию" нацелен на подготовку будущих педагогов к эффективному взаимодействию в учебной и воспитательной деятельности. Он помогает осознать важность формирования личной и профессиональной идентичности, осваивать ключевые навыки общения, а также развивать компетенции, необходимые для успешной карьеры в сфере образования.

2)  Карта формируемых результатов обучения


Результат обучения

Описание навыков и знаний

Методы достижения

Знание основ педагогической профессии

 

Студент понимает основные принципы и задачи педагогической профессии, её роль в обществе и системе образования. Осознаёт ответственность педагога перед обществом, детьми и их родителями. Знает ключевые профессиональные требования и этические нормы для учителей.

1. Лекции с объяснением теоретических основ педагогической профессии.

2. Дискуссии на темы педагогической роли в обществе.

3. Изучение учебных и методических материалов.

4. Кейс-метод для практического применения знаний.

Развитие коммуникативных и этических навыков

 

Студент способен эффективно общаться с учениками, коллегами и родителями, учитывая этические принципы профессии. Он умеет использовать деловой этикет и навыки общения в различных педагогических ситуациях, создавая атмосферу взаимного уважения.

 

1. Ролевые игры для моделирования ситуаций общения с учащимися и родителями.

2. Практические задания по применению этических норм в педагогической практике.

3. Обсуждения в группе на основе реальных педагогических кейсов.

4. Тренинги по активному слушанию и решению конфликтов.

Освоение педагогических технологий и методов обучения

 

Студент умеет применять различные методы и педагогические технологии для эффективного обучения школьников. Знает, как организовать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей учеников и образовательных стандартов.

 

1.Лекции и семинары по современным педагогическим методикам.

2.Разработка и представление учебных планов с применением различных методов.

3.Практические занятия по организации уроков с использованием инновационных технологий.

4.Обратная связь и анализ проведенных занятий.

Развитие психологической готовности к педагогической деятельности

Студент понимает психоэмоциональные особенности детей разных возрастных групп, умеет распознавать потребности и мотивацию учеников. Он осознает важность формирования психологического климата в классе и умеет справляться с эмоциональными трудностями, возникающими в процессе работы.

 

1. Лекции и семинары по детской психологии.

2. Психологические тренинги и упражнения для развития эмпатии и стрессоустойчивости.

3. Разбор реальных ситуаций, требующих психологической компетенции.

4. Практическое применение знаний в симуляциях и ролевых играх.

Формирование педагогической профессиональной этики

 

Студент понимает основные этические принципы педагогической профессии, такие как уважение к личности ученика, соблюдение конфиденциальности и честности в профессиональной деятельности. Он готов решать моральные дилеммы, которые могут возникнуть в педагогической практике.

1. Обсуждения этических дилемм в педагогической практике.

2. Изучение профессиональных кодексов и нормативных документов, регулирующих работу педагога.

3. Практическое применение этических принципов в реальных или смоделированных ситуациях.

4. Групповые проекты по разработке этических норм для школы.

Развитие навыков саморазвития и профессионального роста

 

Студент осознает важность непрерывного образования и профессионального роста в педагогической деятельности. Он умеет планировать свое профессиональное развитие, искать и использовать возможности для повышения квалификации.

 

1. Лекции и семинары по саморазвитию и профессиональному росту педагога.

2. Разработка индивидуальных планов повышения квалификации.

3. Проектные работы по исследованию новых образовательных технологий и методик.

4. Участие в педагогических конференциях и семинарах.

Умение работать в команде и взаимодействовать с коллегами

 

Студент умеет эффективно работать в коллективе педагогов, участвовать в командных проектах и конструктивно взаимодействовать с коллегами для достижения образовательных целей.

 

1. Совместные проекты и практические занятия.

2. Коллективные обсуждения и анализ педагогической практики.

3. Сотрудничество в рамках групповых заданий, участие в педагогических форумах.

4. Развитие навыков межличностного взаимодействия через совместные тренинги.

 3)  Система контроля знаний с описанием показателей и критериев оценивания

Формы контроля:

 - Тесты по темам лекций и видеолекций: 

          Проверка теоретических знаний студентов по основным темам курса. Тесты включают вопросы, направленные на оценку понимания ключевых понятий и теоретических основ педагогической профессии, а также знание специфики работы педагога в различных условиях (40% итоговой оценки).

 - Практические задания: 

          Оценка навыков применения теории в практических ситуациях. Студенты выполняют задания, в которых они должны продемонстрировать умение разрабатывать образовательные планы, коммуницировать с коллегами и учениками, а также решать педагогические задачи, соответствующие этическим нормам профессии. Также в рамках заданий проверяется способность работать в команде и применять педагогические технологии на практике (30% итоговой оценки).

 - Итоговый тест: 

          Заключительная проверка знаний и навыков, полученных в ходе курса. Итоговый тест включает вопросы на основе теории и практики, а также задания на анализ педагогических ситуаций, применение этических и профессиональных норм. Итоговый тест служит для обобщения полученных знаний и оценки готовности студента к реальной педагогической деятельности (30% итоговой оценки).

 Критерии оценивания:

 - Знание теории и профессиональных стандартов: 

          Оценивается понимание ключевых понятий и теоретических основ педагогической профессии, знание педагогических технологий и методов, а также основных законов и нормативных актов, регулирующих деятельность учителя. Это проверяется через тесты и теоретические задания. (оценка через тесты)

 - Применение знаний на практике: 

          Оценивается способность студента применять теоретические знания на практике: разрабатывать планы уроков, эффективно использовать педагогические методы, взаимодействовать с учащимися, коллегами и родителями. Практическая часть курса, включая задания и учебные ситуации, даёт студенту возможность продемонстрировать готовность решать реальные педагогические задачи. (оценка через практические задания)

 - Этические и культурные аспекты педагогической деятельности: 

          Оценивается способность студента учитывать культурные, этические и социальные аспекты педагогической профессии. Важно, как студент демонстрирует уважение к разнообразию учеников, соблюдает профессиональную этику и умеет работать с детьми и родителями в разных ситуациях. Эти аспекты проверяются через практические задания, а также через анализ реальных педагогических кейсов. (оценка через тесты и практические задания)

 - Командная работа и коммуникация: 

          Оценивается способность работать в коллективе, взаимодействовать с коллегами, делиться опытом и проводить совместные проекты. Это включает как личные коммуникативные навыки, так и умение выстраивать эффективное сотрудничество. Эти качества оцениваются на основе групповых заданий и взаимодействия в рамках учебных проектов. (оценка через практические задания)

 Сертификация: 

 После успешного выполнения всех тестов и практических заданий, студенты получают сертификат об окончании курса, подтверждающий их компетентность в области педагогической профессии. Сертификат свидетельствует о знании теоретических основ педагогики, умении применять педагогические технологии и методики, а также о готовности к практической деятельности в образовательной сфере.